МБОУ Иловлинская СОШ №1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Иловлинская средняя общеобразовательная школа №1 Иловлинского муниципального района Волгоградской области

Страничка Учителя-дефектолога

Страничка Учителя-дефектолога

 

ЧТО ЭТО ЗА СПЕЦИАЛИСТ «УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ»?

Основная деятельность дефектолога в школе направлена на детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками и  которые нуждаются в специализированных  (коррекционных) условиях обучения. Этим детям обеспечивается дефектологическое сопровождение, которое подразумевает включение работы специалиста во все сферы учебно-воспитательного процесса. Содержание работы дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, учителям, администрации школы в форме рекомендаций.

Основной формой организации дефектологической работы являются групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависит от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется в соответствии с его учебным планом.

 

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

1. Развитие психомоторики и сенсорных процессов - это развитие мелкой моторики. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика, возникают трудности с письмом, если есть трудности с письмом, то есть и трудности со связной речью.

2. Формирование пространственно-временных отношений - здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.

3. Умственное развитие - здесь корригируются высшие психические функции, такие как внимание, восприятие, память, мышление.

4. Нормализация ведущей деятельности возраста. Как известно у детей ведущей деятельностью младшего школьного возраста является учебная. К сожалению, не у всех детей она ведущая, особенно у обучающихся с задержкой психического развития и у обучающихся с умственной отсталостью. У них как правила очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.

5. Формирование представлений о предметах и явлениях - здесь корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например, ребенок не ходил в детский сад, а ведь в этом возрасте формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. Это очень важное направление, ведь оно является предпосылкой развития математических навыков.

6. Обогащение словаря и развитие связной речи – это коррекция нарушений звукопроизношения через развитие познавательной деятельности детей и использование форм речевого развития.

7. Готовность к восприятию учебного материала - направлен в основном на обучающихся 1-го класса, включает в себя помощь в подготовке к изучению большого количества нового учебного материала. В результате коррекции по данному направлению у обучающихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.

 

Циклограмма работы учителя-дефектолога на 2023-2024 учебный год

Время работы: 09:00-16:00

Понедельник - Групповая и индивидуальная коррекционно-развивающая работа с учащимися, консультирование родителей
Вторник - Групповая и индивидуальная коррекционно-развивающая работа с учащимися, консультирование родителей
Среда - Групповая и индивидуальная коррекционно-развивающая работа с учащимися, консультирование родителей
Четверг - Групповая и индивидуальная коррекционно-развивающая работа с учащимися, консультирование родителей
Пятница - Групповая и индивидуальная коррекционно-развивающая работа с учащимися, консультирование родителей

 

КАБИНЕТ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

Развивающая предметно-пространственная среда кабинета побуждает ребенка к деятельности, познанию и способствует развитию всех психических функций. Создавая развивающую предметно-пространственную среду дефектологического кабинета, учитель-дефектолог руководствовался следующими принципами: соответствие психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям; системность; доступность; мобильность; многообразие материала; инновационная направленность; эстетика оформления.
Пространство для учебно-познавательной деятельности в своем кабинете оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. В нем размещаются столы и стулья, подобранные по росту детей, необходимый коррекционно-развивающий материал по различным дидактическим темам, учебно-методическая литература, подставки, картотеки игр, физкультминуток, звуковых загадок.
Дидактические игры выделены в отдельное направление образовательной области «Познавательное развитие» и решают задачу формирования целостной картины мира в единстве качественно-количественных и пространственно-временных характеристик.
В кабинете учителя-дефектолога представлены разработанные дидактические настольно-печатные игры, которые направлены на развитие познавательно сферы обучающихся. Целью использования данных дидактических игр в школе является обучение в игровой деятельности для усвоения программного материала, развитие психических процессов. Она, в свою очередь, подразделяется на: обучающую (которую преследует взрослый), коррекционную (способствует развитию ребенка), игровую (ради которой действует ребёнок) и развивает познавательные, коммуникативные и творческие способности детей. Дидактические настольно-печатные игры систематизированы для использования в педагогическом процессе, подобраны в соответствии с лексическими темами, что сделало процесс обучения для детей структурированным. Интересные и занимательные игры способствуют активизации их деятельности и позволяют развивать мелкую моторику, закреплять и обобщать пройденный материал, активизировать внимание и познавательную деятельность. 

 

 



Волгоград 2008-2024

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ